О храме

         Пусть в храме Покровской Пресвятой Богородицы всегда будет слышна молитва,
и горит свеча! Храни вас Бог!

Настоятель — о. Евгений Авдеев (89003157080; 89512689359)

Расписание богослужений

Ежедневно в нашем храме молитвенное правило мирским чином в 8:00; по субботам и в великие праздники всенощная — в 16:00, Литургия — в 8:00. Исповедь совершается во время вечерней службы и во время Литургии.
Таинство Крещения и отпевание усопших совершается ежедневно, и в положенные дни — Таинство Венчания.
В каждую пятницу в 8:00 совершается молебен с чтением акафиста Божией Матери и Панихида по усопшим
При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы, а также библиотека с различной духовной литературой.

Приделы

Главный придел храма освящен в честь — Покрова Пресвятой Богородицы, левый — свт. Николая, правый — свт. Алексия, митрополита Московского.

Святыни

В нашем храме находятся старинная икона «Всех скорбящих радость», пережившая закрытие храма в советское время; частицы мощей преп. Максима Грека и много икон с разных святых мест

История

Кирпичная Покровская церковь в селе Иванырс была построена в 1901-1914 гг., однако левый придел к 1918 г. освящен еще не был. Кирпич для храма делали сами крестьяне.

На колокольне находилось семь серебряных колоколов (праздничный, большой, четыре малых и пожарный).

Основные строительные работы велись при священнике Павле Федоровиче Танитрове, который запомнился жителям как батюшка «добрый, но его очень боялись и уважали». Он окончил в 1872 г. семинарию и три года был учителем и псаломщиком, а затем стал священником села Веденяпино Нижнеломовского уезда. В 1880 г. его перевели в село Трескино Мокшанского уезда, а в 1888 г. – в Иванырс, где он прослужил до 1914 г., когда перешел в Бекетовку (ныне Мокшанского района). За почти сорокалетнюю службу он награждался набедренником, скуфьей, камилавкой, орденом Св. Анны, медалью в память 300-летия дома Романовых, иконой Спасителя.

В Иванырсе его сменил сын – Михаил Павлович Танит- ров. Родился он 6 сентября 1879 г. в Веденяпино, в 1904 г. окончил духовную семинарию и до 1906 г. был псаломщиком и диаконом в селе Никольское Городищенского уезда, затем священником Бекетовки, а с 1914 г. – Иванырса. С того же года он был законоучителем в Иванырсе и в Чертеимской церкви-школе. Михаил Павлович награждался набедренником, медалями в честь 25-летия церковно-приходских школ и 300-летия дома Романовых, а в 1918 г. от епископа Иоанна (Поммера) был удостоен камилавки. Михаил Павлович умер около 1929 г.

Кто был следующим священником, никто не помнит, а в январе 1933 г. им стал Григорий Федорович Шахов. Он родился в 1874 г. в Чиркове, в 1920 г. стал диаконом в Степановке, в 1929 г. — священником Тепловки. В Иванырсе прослужил недолго — 1 апреля 1933 года его уже арестовали и посадили на 5 лет.

После него священником был Николай Любимов. Иванырсинцы запомнили его как лучшего своего батюшку. У Николая Любимова была гангрена обеих ног. Вскоре после ампутации ног, около 1935-36 гг., он умер и был похоронен на сельском кладбище.
Следующим настоятелем храма был некий Макарий, а затем Андрей Николаевич Львов, но недолго — в 1937 г. он уже жил в Еланке, где был арестован, 16 декабря расстрелян.

В 30-х годах диаконом и регентом был Андрей Иванович Тарасов. В конце 1930-х годов его арестовывали, полгода держали в пензенской тюрьме, но отпустили без суда.

Даже после того, как церковь осталась без священника, иванырсинцы не допускали ее закрытия. Наиболее активные писали письма Сталину, Калинину, руководству области. В письме церковного старосты Алексея Андреевича Лямцова содержится описание закрытия церкви. «В августе 1937 г. местная сельская власть сомоуправно сбила замки с дверей церкви и расхитила все церковное имущество и деньги, не сдав таковые по назначению в пользу государства, как это требуется по закону. Вскоре после закрытия церкви наша религиозная община возбуждала ряд ходатайств об открытии церкви сначала перед местными и областными органами и затем обращались в комиссию по вопросам культов при Президиуме Верстрации Лунинского района, к пензенской епархии. Сначала разрешили восстанавливать звонницу. Селяне в силу своих возможностей взялись восстанавливать разрушенное. Один из местных предпринимателей, руководитель небольшой проектной компании, пожертвовал средства на восстановление кровли. Местный житель будет ковать перила и ступени. Собрали небольшие деньги по домам.
Каждые выходные на работу к храму приходят местные жители, приезжают даже из Лунина и Пензы.

Храм имеет богатую историю, он освящен 100 лет назад. В минуты скорби и радости приходили в Храм Божий наши предки и возносили свои молитвы Господу Богу. Неоштукатуренные стены говорят о тяжелых испытаниях, которые выпали на долю храма. 75 лет церковь стояла без молитв. И только спустя многие лета, в 2008 году, благодаря инициативе местных жителей стали собирать деньги и пожертвования на его восстановление. Так, 10 августа 2008 года, в день памяти Смоленской иконы Божьей Матери, был установлен крест на звонницу. Тогда же было совершено и первое богослужение.

В день Почаевской Божьей Матери, 5 августа 2014 года, в селе Иванырс праздновали историческое событие – 100-летие Покровского храма. Неоштукатуренные древние стены придают храму ещё больше величия. Здесь чувствуется умиротворение, единение с Богом и особая благодать. А какой звук! Все меняется и преображается. Именно в подобных святых стенах можно найти духовное спасение. А сколько вложено трудов, чтобы вновь увидеть эту красоту и великолепие.

В октябре 2016 года, в праздник Святителей Петра, Алексия и прочих Московских и всея России чудотворцев, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил освящение поклонного креста и колоколов в Покровском храме села Иванырс Лунинского района. Поклонный крест в селе Иванырс установили и освятили в честь 330 -летия присоединения Иванырсинского Одигитриевского мужского монастыря к Московскому Чудову монастырю в Кремле, в память игуменов, монахов и насельников монастыря. (ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, обитель, основан ранее 1677 (в этом году с церкви монастыря начала взиматься дань). Располагался на правом берегу р. Суры при впадении в нее р. Иванырс. Первоначально он назывался – Иванырский Пресвятой Богородицы Одигитрии монастырь. Ему была отведена земля, населенная крестьянами. Село Иванырс возникло как приписное к монастырю. В 1686 потерял самостоятельность и был приписан к Московскому Чудову монастырю. С этого времени стал называться Иванырсовский Чудов монастырь. Большой урон монастырю нанес «Кубанский погром» 1717 года. Из его владений было уведено «в полон» 172 человека, а 18 человек было убито, все дома монастырских крестьян были сожжены. Последнее упоминание о монастыре относится именно к 1717 году. В списке монастырей 1739–41 года монастырь уже не значился.).

4 декабря 2016г., в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, по благословению епископа Кузнецкого и Никольского Нестора, благочинный Лунинского округа иерей Павел Курганов совершил чин освящения купола с крестом для звонницы Покровского храма села Иванырс. В чине освящения приняли участие настоятель храма иерей Алексий Бурцев, иеродиакон Илия (Гуськов) и диакон Евгений Авдеев.

На краю поля и лесопосадки, в 2,9 км южнее села Иванырс Лунинского района Пензенской области, по дороге к деревне Березенки, в 1,95 км северо-западнее неё расположен  Родник — Святой колодец — освященный в честь «Казанской» иконы Божией Матери.Во времена богоборчества родник пытались засыпать, сваливали туда мусор и камни, но к утру все снова было чисто. В 1993 г. совхоз «Заречный» над родником установил купол с крестом, а на Крещение хозяйство специально прочищает сюда дорогу снегоочистителем.Ныне святой источник хорошо обустроен. На возвышенности установлен поклонный крест с иконой Спасителя. Над родниковым колодцем, из бетоного кольца, установлена срубовая, деревянная, надкладезная часовня-сень с главкой и крестом. Внутри часовенки находятся иконы Господа Вседержителя и святых Его угодников. Построена закрытая купальня с купелью с главкой увенчанной крестом. В любые погоду и время года, здесь можно омыться и по вере своей получить помощь и исцеление.

Присутствующие в храме вместе со священнослужителем молятся о создателях церкви, о всех благочестивых предках, кто нес в те далекие годы послушание, восхваляли Бога, Богородицу и всех святых.

Сегодня мы еще стоим в руинах. Еще не восстановлена кладка, не оштукатурены стены, нет священных изображений, но здесь совершается Божественная литургия. Благодарим Господа за то, что святая Русь еще живет, живет село и восстанавливаются храмы, что мы созидаем с великой божественной силой любви и сострадания, жертвенности. Мы должны передать нашим детям и внукам всю эту красоту, красоту души, от которых некогда отошли наши предки.